Подробнее читайте в журнале «Транс-Logistics Казахстан».

Краткая информация о Томе Ассманн

Том Ассманн

Доктор Том Ассманн возглавляет исследовательскую группу «Логистические транспортные системы» в Университете Отто-фон-Герике в Магдебурге. Он обладает большим опытом в сфере грузовых велосипедов благодаря нескольким исследовательским проектам, обширной сети и участию в качестве члена правления Немецкой ассоциации велосипедной логистики.

Cargo Bike — экологично, мобильно, практично

Использование велосипедов для транспортировки небольших посылок, легких грузов в настоящее время получает все большую популярность в крупных городах. Особенно это актуально для экспресс-перевозок в условиях городских районов с высокой долей жилой застройки и повышенными транспортными проблемами.

А если добавить к преимуществу мобильности, экологичность и малошумность грузовых велосипедов, то выстраивается достаточно эффективная и экономичная концепция велосипедной логистики в рамках общегородского транспорта и городской логистики. Пилотные проекты по использованию грузовых велосипедов реализуемые в немецких городах демонстрируют успешность концепции велосипедной логистики, однако до сих пор не хватает обобщенных знаний о планировании, которые позволили бы создать и масштабировать велосипедные логистические системы за пределы пилотного статуса.

В проекте «Грузовой велосипедный хаб» кафедра логистических систем и кафедра экологической психологии Магдебургского университета имени Отто фон Герике занимались конкретными вопросами, касающимися внедрения перевалочных узлов в городских районах.

Об этом мы поговорили с Доктором Томом Ассманном, возглавляющего в университете исследовательскую группу «Логистические транспортные системы» и обладающего большим опытом в сфере грузовых велосипедов благодаря нескольким исследовательским проектам, обширной сети и участию в качестве члена правления Немецкой ассоциации велосипедной логистики.

Г-н Асманн, расскажите, пожалуйста, в вкратце, что такое «грузовой велосипед» (Cargo Bike) и для чего он нужен? По сути, грузовой велосипед — это велосипед, способный перевозить груз. Грузовые велосипеды бывают разных форм. Они могут быть самыми разными: от обычных велосипедов, на которых можно легко перевезти большой пакет с покупками, до тяжелых грузовых велосипедов, рассчитанных на нагрузку до 500 кг и выше. Возможно практически все. Преимущество велосипедов в том, что велосипедист может пользоваться велосипедными дорожками и объезжать пробки. Кроме того, не требуются водительские права. В зависимости от типа грузового велосипеда он может использоваться практически для всех целей. В Европе одним из самых распространенных видов использования является перевозка детей или продуктов. Многие семьи, живущие в городах, могут заменить автомобиль грузовым велосипедом. Многие малые предприятия очень творчески подходят к использованию грузовых велосипедов. Вы можете увидеть грузовые велосипеды, используемые уличными торговцами, для передвижных баров, в качестве рекламной вывески перед магазином, для уборки дома, доставки продуктов питания, аренды в хозяйственных магазинах и многого другого. В секторе логистики грузовые велосипеды активно используются велокурьерами и компаниями по доставке посылок.

Можете поделиться опытом внедрение Cargo Bike в других странах? Какие проблемы были? Какая инфраструктура нужна для этого? Внедрение грузовых велосипедов в стране или городе может занять некоторое время. Хотя в конце 19 века эти транспортные средства занимали большую долю в городских перевозках, они были в основном забыты с появлением автомобилей. В настоящее время они кажутся чем-то новым в глазах большинства людей. Это означает, что людям необходимо заново познакомиться с грузовыми велосипедами. Если вы знакомы только с велосипедами и автомобилями, то зачастую очень трудно представить себе удовольствие от езды на грузовом велосипеде и подумать обо всех возможностях его интеграции в ваш бизнес или повседневную жизнь. Одним из основных условий является то, что люди начинают тестировать грузовые велосипеды и испытывать их возможности. Людям нужна возможность прокатиться на них. В частном секторе и независимом бизнесе наиболее важным фактором для успешного внедрения является создание сообщества и культуры грузовых велосипедов, поиск и объединение новаторов, которые затем начинают распространять информацию и убеждать все больше и больше людей через образ жизни и личные контакты испытать грузовой велосипед. Конечно, очень помогает наличие безопасной, надежной и широкой сети велосипедных дорожек. Правильная велосипедная инфраструктура необходима для развития велоспорта в целом. Ширина грузового велосипеда достигает 1,25 метра. Велосипедные дорожки должны быть такой же ширины. Однако полосы для движения автомобилей также могут использоваться велосипедистами.

Проект мог бы быть достаточно актуальным и для городов Казахстана, в частности для Алматы. Как можно внедрить его у нас? И что для этого нужно? Для того чтобы грузовые велосипеды использовались малым бизнесом и гражданами в повседневной жизни, необходимо обеспечить базовую инфраструктуру обслуживания. Необходимы веломагазины и сервисное обслуживание. Кроме того, людям нужны безопасные места для парковки в ночное время. Это особенно важно для многоквартирных домов. Здесь очень помогают общественные и охраняемые парковки для грузовых велосипедов. Поскольку грузовые велосипеды дороже обычных велосипедов, очень полезна схема финансирования. Особенно на начальном этапе, когда грузовые велосипеды довольно широко распространены, поскольку из-за небольшой экономии от масштаба это необходимо для стимулирования использования. В Европе большинство частных схем финансирования настолько успешны, что предоставленные средства оказываются пустыми через несколько часов или дней. При использовании в логистических услугах наиболее важным фактором является обеспечение перевалочных узлов. Так называемые микрохабы представляют собой небольшое сооружение, на котором товары перегружаются с подающих транспортных средств на грузовой велосипед. Необходимо, чтобы микро-хабы располагались в непосредственной близости от места доставки, поскольку грузовой велосипед должен возвращаться два-три раза в течение дня, чтобы выполнить все поставки. Если это обеспечить, грузовой велосипед может заменить фургон и, как показывает опыт европейских пилотных проектов крупных компаний по доставке посылок, даже сэкономить деньги. В нашем руководстве «Планирование грузовых велоцентров» мы подробно рассказываем об этих системах и их развертывании. Она доступна на русском языке через Казахстанско-Немецкий университет.

Как внедрение Cargo Bike повлияет на городскую логистику ближайшем будущем? Грузовые велосипеды — путь к безэмиссионной и безопасной для людей городской логистике и мобильности. Исследование показывает, что половина городских автомобильных поездок с перевозкой грузов может быть осуществлена на грузовых велосипедах. Что касается доставки посылок, то в плотных городских районах для некоторых логистических служб возможно до 90% доставок на грузовых велосипедах. Если взять эти показатели, то становится ясно, что грузовые велосипеды могут значительно изменить движение в городах в лучшую сторону. Грузовые велосипеды идеально подходят для транспортировки товаров в районах, ориентированных на пешеходную доступность и безопасные игры детей на улицах. В Германии я часто общаюсь с представителями крупных компаний по доставке посылок, работающих по всему миру. Они прекрасно понимают, что логистика должна как можно скорее стать углеродно-нейтральной и свободной от выбросов. Они хотят, чтобы на улицах появилось больше грузовых велосипедов. Узким местом является предоставление места для микро-хабов. Государственная администрация должна активно участвовать в планировании городских грузовых систем. Я думаю, что превращение логистики в еще один вид персональной мобильности путем доставки покупок электронной коммерции станет самым сильным изменением городской логистики в ближайшем будущем.

Как Вы оценивайте возможность развития Cargo Bike в Казахстане? На самом деле, я не могу сделать обзор всех стартапов, которые в настоящее время развиваются в сфере грузовых велосипедов. В настоящее время этот сектор очень инновационный и каждый год предлагает новые грузовые велосипеды и другие решения. Большинство из них подходят для европейского рынка. Грузовые велосипеды, подходящие под особые требования рынка Казахстана, России и других стран региона — это страх. Ваше ноу-хау — это здорово. Просто сделайте это и разработайте новый грузовой велосипед. Я готов принять участие.

CC Том Ассманн

Подробнее читайте в журнале «Транс-Logistics Казахстан».